Федеральный закон N 132-ФЗ от 24.11.1996 – Глава VI. Туристские ресурсы Российской Федерации

С изменениями и дополнениями от:

10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 5 февраля 2007 г., 30 декабря 2008 г., 28 июня, 27 декабря 2009 г., 30 июля 2010 г., 1 июля 2011 г., 3 мая 2012 г., 29 июня 2015 г., 2 марта, 5 апреля, 28 декабря 2016 г., 5 февраля, 18 апреля, 4 июня 2018 г., 3 июля, 16 октября, 2 декабря 2019 г., 1 апреля, 8 июня 2020 г.

Принят Государственной Думой 4 октября 1996 года

Одобрен Советом Федерации 14 ноября 1996 года

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Кому нужна виза в Россию?

  • Для граждан Австралии
  • Для граждан Австрии
  • Для граждан Албании
  • Для граждан Алжира
  • Для граждан Анголы
  • Для граждан Афганистана
  • Для граждан Африки
  • Для граждан Бангладеш
  • Для граждан Бахрейна
  • Для граждан Бельгии
  • Для граждан Бенина
  • Для граждан Болгарии
  • Для граждан Ботсваны
  • Для граждан Буркина-Фасо
  • Для граждан Бурунди
  • Для граждан Великобритании
  • Для граждан Венгрии
  • Для граждан Вьетнама
  • Для граждан Габона
  • Для граждан Гаити
  • Для граждан Гамбии
  • Для граждан Ганы
  • Для граждан Гвинеи-Бисау
  • Для граждан Гвинейской Республики
  • Для граждан Германии
  • Для граждан Греции
  • Для граждан Грузии
  • Для граждан Дании
  • Для граждан Демократической Республики Конго
  • Для граждан Джибути
  • Для граждан Доминиканской Республики
  • Для граждан Европейского союза
  • Для граждан Египта
  • Для граждан Замбии
  • Для граждан Зимбабве
  • Для граждан Индии
  • Для граждан Индонезии
  • Для граждан Иордании
  • Для граждан Ирака
  • Для граждан Ирана
  • Для граждан Ирландии
  • Для граждан Исландии
  • Для граждан Испании
  • Для граждан Италии
  • Для граждан Йемена
  • Для граждан Кабо-Верде
  • Для граждан Камбоджи
  • Для граждан Камеруна
  • Для граждан Канады
  • Для граждан Катара
  • Для граждан Кении
  • Для граждан Кипра
  • Для граждан Китая
  • Для граждан Кот-д’Ивуара
  • Для граждан Кувейта
  • Для граждан Лаоса
  • Для граждан Латвии
  • Для граждан Лесото
  • Для граждан Либерии
  • Для граждан Ливана
  • Для граждан Ливии
  • Для граждан Литвы
  • Для граждан Лихтенштейна
  • Для лиц без гражданства
  • Для граждан Люксембурга
  • Для граждан Мавритании
  • Для граждан Мадагаскара
  • Для граждан Малави
  • Для граждан Малайзии
  • Для граждан Мали
  • Для граждан Мальты
  • Для граждан Марокко
  • Для граждан Мексики
  • Для граждан Мозамбика
  • Для граждан Монако
  • Для граждан Мьянмы
  • Для граждан Намибии
  • Для граждан Непала
  • Для граждан Нигера
  • Для граждан Нигерии
  • Для граждан Нидерландов
  • Для граждан Новой Зеландии
  • Для граждан Норвегии
  • Для граждан Объединенных Арабских Эмиратов
  • Для граждан Омана
  • Для граждан Пакистана
  • Для граждан Палестины
  • Для граждан Польши
  • Для граждан Португалии
  • Для граждан Республики Конго
  • Для граждан Руанды
  • Для граждан Румынии
  • Для граждан Саудовской Аравии
  • Для граждан Северной Кореи
  • Для граждан Сенегала
  • Для граждан Сингапура
  • Для граждан Сирии
  • Для граждан Словакии
  • Для граждан Словении
  • Для граждан СНГ
  • Для граждан Судана
  • Для граждан США
  • Для граждан Сьерра-Леоне
  • Для граждан Танзании
  • Для граждан Того
  • Для граждан Туниса
  • Для граждан Туркменистана
  • Для граждан Турции
  • Для граждан Уганды
  • Для граждан Филиппин
  • Для граждан Финляндии
  • Для граждан Франции
  • Для граждан Хорватии
  • Для граждан Центральноафриканской Республики
  • Для граждан Чада
  • Для граждан Чехии
  • Для граждан Швейцарии
  • Для граждан Швеции
  • Для граждан Шри-Ланки
  • Для граждан Эритреи
  • Для граждан Эстонии
  • Для граждан Эфиопии
  • Для граждан Ямайки
  • Для граждан Японии

Для граждан Филиппин.

Последние изменения, внесенные в закон о туризме

По прошествии 20 лет, ФЗ №123 претерпел ряд важнейших изменений. Согласно последней редакции, правки были внесены в статьи №1 и №6. Рассмотрим подробнее.

Согласно статье №1, оказание экстренной помощи туристам дополнено обязанностью по перевозке граждан на территорию РФ из другой страны. Эти и другие услуги предоставляются международными объединениями туроператоров. Помимо этого, последняя редакция статьи дополнилась новыми актуальными понятиями:

  • электронный билет — туристическая путевка, составленная на основании оплаченных услуг по договору с оператором. Документ является официальным и котируется в других странах;
  • детский туризм — предоставление отдыха детям, не достигшим совершеннолетнего возраста. Путешествие представляет собой организованную группу туристов под руководством взрослого, временно исполняющего обязанности попечителя;
  • система указателей по ориентированию туристов в новой местности или стране —
    сведения по:

  • архитектурным зданиям, отелям;
  • навигация по улицам и адресам;
  • техническим приспособлениям, необходимым для туристов в новой стране.

Изменения в статье №6 касаются организации фонда «Турпомощи». Согласно последним данным, операторы обязаны оплачивать страховые взносы в резервный и компенсационный фонды персональной ответственности:

  • 50 000 руб. – для туроператоров, с клиентской базой менее 10 тыс. туристов;
  • 100 000. руб. – к оплате организаций, которые ежегодно отправляют заграницу менее 100 тыс. туристов;
  • 300 000 руб. – к оплате туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного отдыха за год составляет более чем 100 тыс.;
  • 500 тыс. рублей – для организаций, которые предоставляют услуги заграничного отдыха более 500 тысячам граждан РФ.

для туроператоров, с клиентской базой менее 10 тыс.

Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ 2020 год. Последняя редакция

  • Артикул: 00490776
  • ISBN: 978-5-902080-47-3
  • Обложка: Мягкая обложка
  • Издательство: ЦЕНТРМАГ (все книги издательства)
  • Город: Москва
  • Страниц: 84
  • Формат: А5 (148×210 мм)
  • Год: 2020

Документ продается с актуализацией на дату продажи!
Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Содержание
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности
Глава II. Государственное регулирование туристской деятельности
Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности
Статья 3.1. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма
Статья 3.2. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъектах Российской Федерации
Статья 3.3. Права органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма
Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности
Статья 4.1. Условия осуществления туроператорской деятельности
Статья 4.2. Единый федеральный реестр туроператоров
Статья 5. Классификация гостиниц, классификация горнолыжных трасс, классификация пляжей
Глава III. Права и обязанности туриста
Статья 6. Права туриста
Статья 7. Обязанности туриста
Статья 8. Утратила силу
Глава IV. Особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта
Статья 9. Общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продукта
Статья 10. Особенности реализации туристского продукта
Статья 10.1. Особенности реализации туристского продукта турагентом
Статья 10.2. Требования к договору фрахтования и иным договорам, заключаемым в целях организации перевозки туристов
Статья 10.3. Особенности обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Электронная путевка
Глава V. Объединения туроператоров и турагентов, объединения туристов
Статья 11. Объединения туроператоров и турагентов
Статья 11.1. Объединение туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.2. Полномочия объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.3. Имущество объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.4. Резервный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.5. Возмещение расходов резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.6. Фонд персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма
Статья 11.7. Срок освобождения туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора и порядок его продления
Статья 11.8. Особенности формирования и использования фонда персональной ответственности туроператора в случае ограничения въезда туристов в страну (место) временного пребывания
Статья 12. Объединения туристов
Глава VI. Туристские ресурсы Российской Федерации
Статья 13. Туристские ресурсы Российской Федерации
Глава VII. Безопасность туризма
Статья 14. Обеспечение безопасности туризма
Статья 15. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов
Статья 16. Защита интересов российских туристов за пределами Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций
Статья 17. Добровольное страхование имущественных интересов туристов
Глава VII.1. Финансовое обеспечение ответственности туроператора
Статья 17.1. Требования к предоставляемому финансовому обеспечению ответственности туроператора
Статья 17.2. Размер финансового обеспечения ответственности туроператора
Статья 17.3. Срок действия финансового обеспечения ответственности туроператора
Статья 17.4. Основание для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии
Статья 17.5. Порядок выплаты страхового возмещения по договору или договорам страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии или банковским гарантиям
Статья 17.6. Договор страхования ответственности туроператора
Статья 17.7. Учет и отчетность
Глава VIII. Международное сотрудничество
Статья 18. Международные договоры Российской Федерации в сфере туризма
Статья 19. Представительство федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма, за пределами Российской Федерации
Глава VIII.1. Государственный надзор в сфере туристской деятельности
Статья 19.1. Государственный надзор в сфере туристской деятельности
Глава IX. Заключительные положения
Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности
Статья 21. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Статья 22. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма Статья 3.

Федеральные законы РФ

  • Закон о защите прав потребителей с изменениями вступившими в силу 01.01.2011г.Закон о техническом регулировании
  • Закон о лицензировании отдельных видов деятельности, федеральный закон о рекламе и др.
  • Федеральный закон РФ №132-ФЗ от 24.11.1996 об основах туристской деятельности в Российской Федерации
  • Федеральный закон РФ от 05.02.2007 №12-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон об основах туристской деятельности в Российской Федерации
  • ФЗ О порядке выезда из РФ и въезда в РФ
  • ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности
  • ФЗ О правовом положении иностранцев в РФ
  • ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)
  • Постановления Правительства
  • Об утверждении перечня товаров, принадлежащих обязательной сертификации, правила бытового обслуживания и др.
  • Законы и нормативные документы, регулирующие туристическую деятельность
  • Конституция РФ 1993г
  • Кодексы РФ: ГК, КоАП; Таможенный, Воздушный и Морской Кодексы
  • К кодексам причисляются уставы ж/д,водного и автомобильного транспорта
  • Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда

Подзаконные нормативно-правовые акты.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации

Принят Государственной Думой 4 октября 1996 г. Одобрен Советом Федерации 14 ноября 1996 г.

Графическая копия документа размещена в первоначальной редакции (без учета изменений)

  • Изменение №11 для Федеральный закон 132-ФЗ
  • Изменение №14 для Федеральный закон 132-ФЗ
  • Изменение №15 для Федеральный закон 132-ФЗ
  • Изменение №16 для Федеральный закон 132-ФЗ
  • Изменение №17 для Федеральный закон 132-ФЗ
  • Изменение №18 для Федеральный закон 132-ФЗ
  • Изменение №19 для Федеральный закон 132-ФЗ

Имущество объединения туроператоров в сфере выездного туризма.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ

Об основах туристской деятельности в Российской Федерации

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 10.01.2003 г. №15-ФЗ, 22.08.2004 г. №122-ФЗ, 05.02.2007 г. №12-ФЗ, 30.12.2008 г. №309-ФЗ, 28.06.2009 г. №123-ФЗ, 27.12.2009 г. №365-ФЗ, 30.07.2010 г. №242-ФЗ, 01.07.2011 г. №169-ФЗ, 03.05.2012 г. №47-ФЗ (см. вступ. в силу), 29.06.2015 г. №155-ФЗ, 02.03.2016 г. №49-ФЗ (см. вступ. в силу), 05.04.2016 г. №104-ФЗ, 28.12.2016 г. №465-ФЗ, 05.02.2018 г. №16-ФЗ (см. вступ. в силу), 18.04.2018 г. №71-ФЗ, 04.06.2018 г. №149-ФЗ, 03.07.2019 г. №170-ФЗ (вступ. в силу 01.11.2019 г.), 16.10.2019 г. №336-ФЗ, 02.12.2019 г. №419-ФЗ, 01.04.2020 г. №98-ФЗ, 08.06.2020 г. №166-ФЗ)

Принят Государственной Думой 4 октября 1996 года

Одобрен Советом Федерации 14 ноября 1996 года

Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Отказ от туров из-за чрезвычайных обстоятельств

Мохов Г. А. , генеральный директор «Юридического Агентства Персона Грата»

Начало 2011 года оказалось богато на чрезвычайные происшествия в странах, традиционно занимающих лидирующие позиции в сфере выездного туризма – в Тунисе и Египте вспыхнули антиправительственные волнения. Срыв поездки зачастую влечет весьма ощутимые для турфирм потери, связанные с возвратом денег клиентам и трудностью получения денежных средств от партнеров.

Информирование туристов об угрозе

Согласно статье 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – закон о туризме), Рос¬туризм обязан информировать турфирмы и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности путешественников в стране (месте) временного пребывания.

Соответственно, турфирма в рамках выполнения требований статьи 10 закона о туризме (о предоставлении полной информации клиенту) также должна сообщить туристу о неспокойных местах для поездки.

Когда возможен отказ от поездки

Если в стране (месте) временного пребывания туриста возникла угроза безопасности его жизни и здоровья, турист или турфирма вправе потребовать в суде расторгнуть договор о реализации туристского продукта или изменить его. Такая норма закреплена в статье 14 закона туризме. В этом случае возможно два варианта. Если договор расторгнут до начала запланированного путешествия, туристу (иному заказчику) возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта. Если расторжение произошло после начала путешествия – часть оплаты в размере, пропорциональном стоимости услуг, не оказанных туристу.

Кто определяет угрозу

Наличие угрозы безопасности туристов подтверждается соответствующими решениями органов государственной власти. Так, на сайте Ростуризма 14 января 2011 года была размещена следующая информация:

«По сообщению Министерства иностранных дел Российской Федерации, в настоящее время в Тунисе сохраняется напряженная обстановка и не исключается ее дальнейшее обострение. В связи с этим Ростуризм рекомендует российским гражданам воздерживаться от поездок в эту страну, а уже находящимся в Тунисе нашим соотечественникам – соблюдать все необходимые меры безопасности и не посещать места проведения массовых акций протеста».

Более категоричны были формулировки государственных органов в связи с ситуацией в Египте.

Читайте также:  Где отдохнуть летом с детьми у моря в России, заграницей?

В заявлении Минспорттуризма России, Ростуризма от 31 января 2011 года говорилось следующее: «В Египте сложились обстоятельства, серьезно затрудняющие принятие мер по защите российских граждан и оказание им покровительства со стороны Российской Федерации.

Согласно статье 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», данные обстоятельства квалифицируются как угроза безопасности туристов. Указанные обстоятельства подтверждены рекомендацией МИД России от 28 января 2011 года о нежелательности въезда в Египет и приказом Ростуризма от 29 января 2011 г. № 13.

Напоминаем, что в сложившихся обстоятельствах российские туристы имеют безусловное право требовать расторжения договора о реализации туристского продукта или изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении».

Аналогичную позицию выразил Рос¬потребнадзор в письме от 31 января 2011 года.

Правда, в отличие от однозначной формулировки по Египту в сообщении Ростуризма на тему беспорядков в Тунисе от 14 января 2011 года выражение «угроза безопасности» не используется. Говорится лишь о «напряженной обстановке» и ее «дальнейшем обострении», что дает возможность для определенного «маневра» в суде.

Кто возвращает деньги за путевки

Сложность в применении статьи 14 закона о туризме состоит в том, что она не предусматривает, кто конкретно должен возвращать деньги туристу, если, скажем, он приобрел путевку через посредника.

Как показывает практика, в данной ситуации возможно два варианта:

1) турагент возвращает клиенту только сумму, равную своему вознаграждению, оставшиеся деньги выплачивает непосредственно туроператор;

2) всю сумму возвращает турагент, а затем он требует компенсацию у туроператора.

К сожалению, второй вариант достаточно рискован для турагентов.

Так, если всю сумму возвращает турагент, в последующем у него могут возникнуть трудности с получением денег от туроператора. Ведь тот нередко ссылается на штрафные санкции за отказ от тура, установленные договором между турагентом и туроператором (без учета причин такого отказа). Следует отметить, что позиция арбитражных судов относительно правомерности применения таких штрафных санкций до сих пор остается неоднозначной.

В свою очередь действия туроператора по отказу в возврате денежных средств туристам и турагентам зачастую обусловлены тем, что поставщики услуг – отели и авиакомпании – также отказывают в выплате компенсаций за неиспользованные услуги.

Таким образом, в отличие от туристов, чьи интересы защищают как закон, так и прямые указания государственных органов, турфирмы (в особенности турагенты) при возникновении чрезвычайных ситуаций оказываются незащищенными законодательно.

Хотя требования туристов, адресованные турагентам, действующим в рамках полномочий агента (комиссионера), установленных посредническими договорами с туроператором, должны рассматриваться туроператором и мотивированно удовлетворяться либо с предложением о предоставлении альтернативной услуги по договору о реализации туристского продукта, либо с указанием порядка и сроков возврата денежных средств.

Турагент, как лицо, действующее за счет туроператора в сделке по реализации туристского продукта, не обладает достаточной компетенцией в данных правоотношениях, чтобы принимать решение о возврате денежных средств туристу, и обязан следовать указаниям туроператора (принципала).

Если туроператор принимает решение об отмене чартерного рейса и прекращении оказания услуг, но при этом отказывает в возврате денежных средств по неисполненному договору и не предлагает альтернативной возможности изменения договора, то возникает событие, являющееся страховым случаем по договору страхования гражданской ответственности туроператора.

Правда, только если данное событие не будет признано страховщиком исключением из страхования.

Если договор расторгает (изменяет) турфирма

Вместе с тем следует учитывать, что положениями статьи 14 закона о туризме право требовать расторжения или изменения договора при наличии информации об угрозе безопасности предоставлено не только туристу, но также турагенту и туроператору.

Таким образом, турагент и туроператор вправе (в том числе в досудебном порядке при рассмотрении заявления туриста) предложить клиенту изменить даты путешествия или выбранную для поездки страну.

Турист или иной заказчик туристского продукта вправе принять предложение об изменении договора либо отказаться от него и потребовать его расторжения (договор оказания туристских услуг – разновидность договора возмездного оказания услуг).

В случае расторжения договора и отказа туроператора от возврата денежных средств решение о возмещении причиненных убытков принимает суд по заявлению путешественника.

Если турист все же оказался за границей

Если же турист уже оказался за границей (и там возникли форс-мажорные обстоятельства), помощь россиянам оказывают дипломатические и консульские учреждения (Положение о предоставлении помощи в возвращении в РФ гражданам РФ, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31 мая 2010 г. № 370).

Положение о предоставлении помощи действует с 9 декабря 2010 года.

Однако на помощь можно рассчитывать лишь в исключительных случаях. Это ситуации, при которых нахождение гражданина за границей небезопасно для его жизни. И когда у него нет собственных денег для возвращения в страну.

Чтобы получить помощь, гражданину придется подать в загранучреждение на территории иностранного государства пакет документов (п. 3 Положения). Это:

1) заявление (в отношении себя, супруга (супруги), своих несовершеннолетних детей, а также иных сопровождаемых им соотечественников, законным представителем которых он является) в произвольной форме на имя руководителя загранучреждения РФ с изложением обстоятельств, в результате которых он оказался на территории иностранного государства без средств к существованию;

2) документ, удостоверяющий личность гражданина РФ и подтверждающий принадлежность к гражданству РФ, или иные официальные документы, выданные компетентными органами России (по возможности);

3) официальные документы, выданные компетентными органами и учреждениями иностранного государства и имеющие отношение к обстоятельствам обращения за помощью (по возможности).

Рассматривает заявления граждан специальная комиссия загранучреждения. В ее состав обязательно включается бухгалтер, ведь именно на нем лежит контроль за расходами учреждения. При этом комиссия проводит некоторые предварительные процедуры (п. 6 Положения):

– проверяет достоверность изложенных в заявлении фактов;

– выясняет обстоятельства пребывания гражданина РФ на территории иностранного государства (цель поездки, наличие визы, условия пребывания);

– запрашивает при необходимости документы, относящиеся к вопросу (в том числе в электронной и факсимильной формах).

На все эти процедуры комиссии дается срок, не превышающий 72 часов, приходящихся на рабочие дни. По итогам рассмотрения заявления члены комиссии большинством голосов принимают решение о предоставлении помощи, прекращении оказания помощи либо об отказе в ее предоставлении.

Рассматривая иски о последствиях расторжения договора в связи с угрозой безопасности туристов, суды, как правило, оценивают степень опасности применительно к конкретному договору. При этом учитываются место, время и особенности путешествия.

Информация, поступившая от органов исполнительной власти, служит одним из доказательств имеющейся угрозы. В большинстве случаев суды принимают подобные сообщения органов власти как достаточное доказательство угрозы для жизни и здоровья туристов и удовлетворяют требования путешественников о возврате им стоимости тура.

В ее состав обязательно включается бухгалтер, ведь именно на нем лежит контроль за расходами учреждения.

ЗАКОНЫ и НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ для турфирм

COVID-19: НОРМАТИВЫ И МЕРЫ ГОСПОДДЕРЖКИ
Документы размещены отдельно в разделе ФОРС-МАЖОР В ТУРИЗМЕ: юридическая помощь, консультации

ЗАКОНЫ И ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” №132-ФЗ от 24.11.1996 (в ред. от 28.12.2016 №465-ФЗ)

Федеральный закон “О защите прав потребителей” №2300-1 от 07.02.1992 (в ред. от 01.05.2017 №88-ФЗ)

Федеральный закон “О персональных данных” №152-ФЗ от 27 июля 2006 года (ред от 29.07.2017 №223-ФЗ)

Федеральный закон от 27.11.2017 г. № 341-ФЗ «О внесении изменений в статью 88 части первой и главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Президент РФ Владимир Путин подписал закон о введении tax free – системы возврата налога на добавленную стоимость при вывозе приобретённых в России товаров. Условие действует для граждан стран, не входящих в ЕЭС, при покупках на сумму более 10 тысяч рублей. Соответствующая статья внесена в Налоговый кодекс РФ. Закон вступил в силу с 27 декабря 2017 года.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии» (проект № 69251-7 в третьем чтении)
С 1 июля 2019 года она станет обязательной для гостиниц с номерным фондом более 50 гостиничных номеров, с 1 января 2020 года – более 15 номеров. А с 1 января 2021 года правила вступают для всех гостиниц.

Федеральный закон N 344028-7 “О внесении изменений в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” (проект)
19 декабря 2017 года комитет по бюджету и налогам Госдумы РФ одобрил законопроект с поправками в федеральный закон о применении ККТ от 22.05.03 № 54-ФЗ.

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа”

Федеральный закон от 29.07.2017 № 214-ФЗ “О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае”

Федеральный закон от 03.07.2018 N 192-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 30.10.2019 №386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»

ПРОЕКТ Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (в части уточнения оснований для принятия решений об отказе в совершении операции и об отказе от установления отношений (о прекращении отношений) с клиентом, а также информирования уполномоченного органа о подозрительных операциях)»

Постановление Правительства РФ от 07.12.2019 №1619 “Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на грантовыую поддержку общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма”
Вступает в силу с 1 января 2020 года

Постановление Правительства РФ от 08.06.2019 N 747 «Об утверждении правил создания и функционирования единой информационной системы электронных путевок, структуры единой информационной системы электронных путевок и условий предоставления содержащейся в единой информационной системе электронных путевок информации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 08.06.2019 № 748 “Об утверждении требований к использованию документов в электронной форме туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта и Правил обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта”

Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2017 г. № 167 «Об утверждении Правил выплаты туристу и (или) иному заказчику страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплаты денежной суммы по банковской гарантии в случаях заключения туроператором более одного договора страхования либо более одного договора о предоставлении банковской гарантии или заключения туроператором договора либо договоров страхования и договора либо договоров о предоставлении банковской гарантии и внесении изменения в Правила оказания услуг по реализации туристского продукта»

Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2017 года №1621 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”
Определяет дополнительные требования при организованной перевозке групп детей автобусами.

Постановление Правительство РФ от 1 августа 2016 г. № 736 «О внесении изменений в Правила оказания услуг по реализации туристского продукта»

Постановление (EC) № 261/2004 Европейского парламента и Совета ЕС
Общие правила компенсации и помощи пассажирам в случае отказа в посадке и отмены либо долговременной задержки рейсов.

Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреаль, 28 мая 1999 г.)
21 августа 2017 года Россия стала полноправным участником Монреальской конвенции, которая предусматривает, в частности, увеличение размеров выплат за задержки рейсов и потерю багажа.

Приказ Минкультуры России от 14.12.2016 № 2750 «Об утверждении Требований к отчетности туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, ее составу и форме»

Приказ Министерства культуры РФ от 8 декабря 2017 г. № 2046 “Об утверждении формы электронной путевки, перечня сведений, указанных в электронной путевке, а также порядка размещения электронных путевок в единой информационной системе электронных путевок”

Постановление Правительства РФ от 10.08.2016 N 779 “Об утверждении Правил возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма”

Постановление Правительства РФ “Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров и иных лиц автобусами”

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 297 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”
План мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в РФ на период до 2020 года (утверждена новая редакция)

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.07.2019 № 1660-р (об операторе электронной путевки)

Указание Банка России от 14 декабря 2018 г. N 5010-У «Об утверждении порядка и форм предоставления в Центральный Банк Российской Федерации первичных статистических данных для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж»

Банк России “Методические рекомендации по вопросам информирования кредитными организациями клиентов о причинах принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также по вопросам взаимодействия с клиентами при дистанционном банковском обслуживании” ( №5-МР от 22 03 2019)

Указание Банка России №4760-У от 30.03.2018 “О требованиях к заявлению, составе межведомственной комиссии, порядке и сроках рассмотрения межведомственной комиссией заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, порядке принятия решения по результатам такого рассмотрения и порядке сообщения межведомственной комиссии и принятом решении заявителю и финансовой организации

Положение Центральный Банк Российской Федерации от 30 марта 2018 г. N 639-П «О порядке, сроках и объеме доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа от проведения операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, об устранении оснований принятия решения об отказе от проведения операции, об устранении оснований принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), об отсутствии оснований для расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом»

«Общие элементы поведения, рекомендуемые для большинства государств мира в целях недопущения нежелательных инцидентов» и «Некоторые особенности поведения и жестикуляции в ряде иностранных государств»
Рекомендации туристам по правилам поведения за рубежом (Консульский Департамент МИД России)

Читайте также:  В какие страны можно поехать летом в отпуск без визы

Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (утв. Банком России 21.07.2017 N 18-МР)
Методические рекомендации Банка России по выявлению схем сомнительных операций

Методические рекомендации Банка России от 10 ноября 2017 г. № 29-МР “О подходах к учету кредитными организациями информации о случаях отказа от проведения операций, от заключения договора банковского счета (вклада), о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, доведенной Банком России до их сведения, при определении степени (уровня) риска клиента”
Дополнительные рекомендации ЦБ РФ

Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей

Инструкция ЦБ РФ по валютному контролю (с 1 января 2018 года)

Распоряжение Правительства РФ от 5 мая 2018 №872-р
Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 – 2025 годы)»

“Юридического сборника ЮА Персона Грата” (2018 год) можно приобрести в офисе нашей компании (м. Семеновская) или оформив заказ по эл. почте zakaz@persona-grata.ru .

Для регионов предусмотрена доставка Почтой России (150 руб.)

В сборник нормативно-правовых докуменов в сфере туризма 2018-2019 гг. вошли: н овая редакция Федерального закона “Об основах туристской деятельности в РФ” и нормативные документы, регулирующие туристскую деятельность. Стоимость – 300 руб.

Постановление EC 261 2004 Европейского парламента и Совета ЕС Общие правила компенсации и помощи пассажирам в случае отказа в посадке и отмены либо долговременной задержки рейсов.

Туризм в РФ: правовое регулирование

1488 О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации ;.

Государственное и региональное регулирование в области туристской деятельности в Российской Федерации

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 27.11.2016 2016-11-27

Статья просмотрена: 1722 раза

Анализ нормативно-правовой базы пока зал, что туристическая сфера регулируется нормами как общего, так и специального законодательства.

Какие изменения были внесены:

п. 1 ст. 11.6 был дополнен следующим предложением:
Особенности формирования и использования фонда персональной ответственности туроператора в случае ограничения въезда туристов в страну (место) временного пребывания устанавливаются статьей 11.8 настоящего Федерального закона.

Кардинального изменения в этой статье нет, дополненный текст является отсылачной нормой, которая представляет новую статью 11.8, ее раньше в законе не было.

Статья 11.8 закона, изложена в следующей редакции

Название: Статья 11.8. Особенности формирования и использования фонда персональной ответственности туроператора в случае ограничения въезда туристов в страну (место) временного пребывания

В случае принятия иностранным государством решения об ограничении въезда туристов в страну (место) временного пребывания или возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона, Правительством Российской Федерации может быть принято решение о возврате туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из средств фонда персональной ответственности туроператора. При этом в случае принятия Правительством Российской Федерации такого решения при расторжении договора о реализации туристского продукта до начала путешествия туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия — часть указанной общей цены в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

В случае, если Правительством Российской Федерации принято решение, указанное в части первой настоящей статьи, до достижения максимального размера фонда персональной ответственности туроператора денежные средства фонда персональной ответственности туроператора расходуются объединением туроператоров в сфере выездного туризма на возврат туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм.

В случае, если Правительством Российской Федерации принято решение, указанное в части первой настоящей статьи, при достижении максимального размера фонда персональной ответственности туроператора денежные средства фонда персональной ответственности туроператора расходуются объединением туроператоров в сфере выездного туризма на возврат туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм.

В случае принятия Правительством Российской Федерации решения, указанного в части первой настоящей статьи, сроки перечисления ежегодного взноса туроператора в фонд персональной ответственности туроператора могут быть изменены решением Правительства Российской Федерации.

Порядок и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора устанавливаются Правительством Российской Федерации.

угрозы безопасности жизни и здоровья туристов;.

Госдума убрала из законопроекта “ваучеры в обмен на деньги”, но разрешила перенос туров

Эксперты комментируют новый вариант “коронавирусных” поправок в закон о туристской деятельности, принятый сегодня Госдумой в окончательном третьем чтении.

  • Главная
  • Новости
  • Госдума убрала из законопроекта “ваучеры в обмен на деньги”, но разрешила перенос туров

Эксперты комментируют новый вариант “коронавирусных” поправок в закон о туристской деятельности, принятый сегодня Госдумой в окончательном третьем чтении.

Сегодня Госдума приняла закон, предусматривающий право правительства устанавливать особый порядок отмены, изменения или переноса туров, забронированных до 31 марта 2020 года. Постановление правительства, регламентирующее перенос туров туроператорами, может появиться в течение двух недель, говорят источники.

Текст законопроекта, принятого вчера во втором чтении, в третьем чтении не изменился.

Туроператоры по выездному туризму смогут при соответствующем решении правительства договариваться с туристами о переносе оплаченных туров, отмененных из-за коронавируса на более поздние сроки, следует из поправок в закон о туристской деятельности, принятых вчера Госдумой.

Госдума приняла во втором чтении законопроект “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции”. Он был инициирован правительством РФ.

Поправки в отраслевой закон предусматривают за правительством право устанавливать на 2020 и 2021 годы особенности отмены либо переноса бронирования места в гостинице или ином средстве размещения в отношении оснований, порядка, сроков и условий таких переноса и (или) возврата заказчикам (потребителям) денежных сумм, уплаченных ими при бронировании.

Кроме того, правительство сможет устанавливать особенности “исполнения, изменения и (или) расторжения договора о реализации туристского продукта заключенного по 31 марта 2020 года включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма, либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором, включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристического продукта уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в том числе при наличии обстоятельств, указанных в части третьей статьи 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”.

В Ассоциации туроператоров России пояснили, что принятие закона потребует подготовки нормативно-правовых актов, уточняющих порядок и правила применения нововведений. Вероятнее всего, туристам будут предлагать заключать дополнительные соглашения к существующим договорам.

Поправки позволяют туроператорам в случае, если турист по независящим от обеих сторон обстоятельствам не может поехать в оплаченную поездку, предоставить ему другое путешествие с аналогичной стоимостью и условиями в будущем.

Как сообщалось ранее, после того, как 12 мая Госдума приняла законопроект в первом чтении, в него были внесены поправки, запрещающие отсрочку обязательство по оплаченным турам туроператорам по выездному туризму. Представители общественных организаций в сфере туризма и многие эксперты заявили, что эти поправки приведут к краху туристического рынка.

Георгий Мохов, руководитель юридического агентства «Персона Грата», в своем комментарии в сети «Фейсбук» обращает внимание на тот факт, что ранее разработанную новую статью в 132 ФЗ, определяющую порядок изменения и расторжения договоров о реализации турпродукта, убрали из законопроекта: «Это очень грустно. Все положения “особенностей” переноса будут отражены в постановлении правительства РФ. А это нам говорит о чем? О том, что по иерархии нормативных актов федеральный закон выше постановления и значит, Закон о защите прав потребителей может перевешивать в суде».

В то же время исполнительный директор “Интуриста” Сергей Толчин, которого цитирует «Интерфакс», отмечает, что принятый вариант законопроекта – “позитивный сигнал для отрасли. Власти видят проблемы, с которыми столкнулись туроператоры, давая им возможность выполнить свои обязательства, а туристам сохранить свои средства или воспользоваться услугами. При этом окончательная ясность появится, когда будут приняты соответствующие постановления правительства, которые определят важные детали — в том числе, по срокам исполнения обязательств”.

В компании «TUI Россия» решение о возможности отсрочки обязательств перед туристами считают “непростым, но необходимым”.

“Это непростая, но необходимая мера в сложившихся обстоятельствах. Туроператоры, авансировавшие средства перед летним сезоном своим поставщикам, в ситуации, когда границы закрыты, просто не имеют к ним доступа. Поставщики — отели, авиакомпании, транспортные компании — готовы оказывать услуги и признают за операторами оплаченные депозиты, но для их зачета необходимо разморозить туристическую деятельность как в России, так и за рубежом”, — сказал генеральный директор туроператора «TUI Россия» Тарас Демура

Эксперт подчеркнул, что законопроект направлен в первую очередь на защиту прав туристов — чтобы они получили запланированный отдых или, через определенное время, возврат средств. А для того, чтобы выплатить туристам деньги, нужно, чтобы индустрия заработала.

Законопроект, по мнению эксперта, позволит сбалансировать долговую нагрузку туроператоров, привязав выполнение обязательств перед туристами к срокам возобновления деятельности и открытия направлений.

О том, что по иерархии нормативных актов федеральный закон выше постановления и значит, Закон о защите прав потребителей может перевешивать в суде.

Основные нормативно-правовые акты, регулирующие туристскую деятельность

В нынешних условиях сложных экономических отношений в сфере туризма действует множество законодательных и иных нормативных актов.

Нормативные правовые акты можно классифицировать по их юридической силе следующим образом.

К федеральным законам относится достаточно многочисленная группа актов высшей юридической силы, регулирующих широкий спектр общественных отношений в сфере туризма. Все федеральные законы можно разделить на две большие группы.

Первую группу составляют следующие законодательные акты общего значения.

  • 1. Конституция РФ – закон, принятый всенародным голосованием 12 декабря 1993г. Он закрепил основные права и свободы человека и гражданина, важные для сферы туризма, в том числе: право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27); право на отдых (ст. 37), право на охрану здоровья, в связи с чем в РФ поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта (ст. 41). В Конституции РФ закрепляется также гарантия государства обеспечивать своим гражданам защиту и покровительство за пределами РФ (ст. 61) [1].
  • 2. ФКЗ “О Правительстве РФ” от 17 декабря 1997г. № 2-ФКЗ. Данный нормативный акт закрепляет обязанности Правительства, непосредственно или опосредованно касающиеся сферы туризма (по обеспечению свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств), а также защиты интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг (ст. 14). Кроме того, в соответствии с данным актом Правительство принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья; разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы (ст. 16); обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение, как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов РФ (ст. 17).
  • 3. Гражданский кодекс РФ применяется в гражданско-правовом регулировании различных форм деятельности, в том числе туристской. В нем закрепляются базовые принципы гражданского права, понятие и признаки юридического лица, различные организационно-правовые формы юридических лиц, которые могут применяться в том числе и в туристкой сфере. В Гражданском кодексе РФ сформулированы общие положения о договоре в специальном подразделе Общей части обязательственного права, куда включены статьи определяющие понятие, условия и виды договоров. Эти нормы являются основополагающими при реализации туристского продукта .
  • 4. ФЗ “О защите прав потребителей” от 07.02.1992 г. №2300-1 регулирует взаимоотношения, возникающие между потребителями и исполнителями туруслуг, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), государственную и общественную защиту интересов потребителей, а также определяет механизм реализации их прав.
  • 5. Закон РФ “О порядке выезда из РФ и въезда в РФ” от 15.08.1996 г. №114-ФЗ регулирует основные вопросы туристских формальностей, включая паспортный, визовый, таможенный и санитарный контроль туристов.
  • 6. К федеральным законам общего характера относятся также Таможенный кодекс РФ; Закон РФ “О Государственной границе РФ”, Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” и некоторые другие, которые регулируют различные стороны общественных отношений, касающихся сферы туризма.

Вторую группу составляют следующие федеральные законы, относящиеся к специальному законодательству по вопросам туристской деятельности.

  • 1. ФЗ “Об основах туристской деятельности в РФ” от 24 ноября 1996г. № 132-ФЗ. В нем закрепляются базовые понятия, используемые в сфере туризма (туризм, туристская деятельность, турист, туристская индустрия, туристские ресурсы, туризм внутренний и т.д.); основные виды туризма (внутренний, въездной, выездной, социальный, самодеятельный). Закон отражает роль туризма в экономике России, закрепляет принципы государственного регулирования туристской деятельности, цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования сферы туризма.
  • 2. ФЗ “О техническом регулировании” регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении на обязательной и добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг (в т.ч. туристских), оценке соответствия.

Важное место в правовом обеспечении туризма занимают подзаконные акты. Прежде всего, это Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ. Их действие распространяется на всю территорию страны и на весь круг лиц. По юридической силе они следуют за законами. Важной группой подзаконных актов, регулирующих сферу туризма являются нормативные документы различных министерств и ведомств. К ним можно отнести нормативные акты Министерства экономического развития РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства иностранных дел РФ, Министерства транспорта и связи РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Федеральной таможенной службы РФ, Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии и других государственных учреждений. Источниками национального законодательства по вопросам регулирования туристской деятельности являются также нормативные правовые акты субъектов РФ. К ним относятся как законы субъектов РФ, так и подзаконные акты, принимаемые исполнительными органами этих субъектов.

В Краснодарском крае на уровне субъекта Российской Федерации основным документом, регулирующим туристскую деятельность, является закон Краснодарского края № 938-КЗ “О туристской деятельности в Краснодарском крае” от 25 октября 2005 г. Он определяет порядок государственного регулирования туристской деятельности, полномочия органов государственной власти Краснодарского края в сфере туристской деятельности, мероприятия по безопасности туризма, информационного обеспечения туристской деятельности в Краснодарском крае, а также сотрудничество в сфере туристской деятельности .

Читайте также:  Что и в каком порядке нужно делать, если потерял загранпаспорт в 2020 году

В том, что касается другой большой группы нормативно-правовых актов – международных – то здесь целесообразна следующая систематизация.

К первой группе этих нормативных правовых актов относят международные договоры и межправительственные соглашения Российской Федерации с иностранными государствами в области сотрудничества и партнерства в сфере туризма и путешествий. Так, с 1993 по 2009 годы соглашения в области туризма были подписаны с Австрией, Аргентиной, Англией, Бельгией, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Египтом, Испанией, Израилем, Италией, Кубой, Китаем, Кипром, Литвой, Мальтой, Монголией, Норвегией, Польшей, Румынией, Словакией, Турцией, Туркменистаном, Францией, Финляндией, Эстонией, ЮАР и другими.

Вторую группу составляют международные конвенции, т.е. акты предметно-регулирующего характера, устанавливающие правила, признанные соответствующими государствами. К таким конвенциям, например, относятся

  • – Международная конвенция по контракту на путешествие;
  • – Международная гостиничная конвенция касательно заключения контрактов владельцами гостиниц и туроператорами;
  • – и другие.

Третью группу составляют резолюции международных организаций, таких как OOН, специализированных учреждений системы ООН, например Всемирной туристской организации (ВТО), других международных туристских организаций. К ним относятся, например:

  • – Общая резолюция Римской конференции ООН по международному туризму и путешествиям 1963г.,
  • – Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г. ,
  • – Документ Акапулько Всемирного совещания по туризму 1982г.,
  • – и другие .

Четвертую группу составляют рекомендательные акты Всемирной туристской организации (например, рекомендации ВТО по упрощению туристских формальностей). В общем плане следует знать, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это означает, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Кроме вышеназванных, существует еще один источник нормативно-правового регулирования туристской деятельности – материалы судебной практики. К ним относятся соответствующие Постановления Пленума Верховною Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Они публикуются в специальных тематических сборниках и выполняют функцию прецедентного права для регулирования сферы туризма.

Несмотря на наличие специального федерального закона – ФЗ “Об основах туристской деятельности в РФ” от 24.11.1996 года и около 40 законов субъектов РФ, законодательство о туризме как отдельная отрасль законодательства так и не сформировалась. По мнению М.В. Ефимовой и Н.П. Каманиной, одной из главных причин этого является отсутствие четкого разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области туризма. Отсутствие правового регулирования на федеральном уровне приводит к тому, что субъекты РФ, восполняя правовой вакуум, устанавливают собственные формы и способы государственного контроля за деятельностью экскурсоводов (аккредитацию, аттестацию и др.), а также правила предоставления ими услуг. Это не всегда соответствует нормам федерального законодательства, а иногда создает определенные ограничения на перемещение услуг на территории РФ, что противоречит п.3 ст. 1 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, в настоящее время некоторые законы и правовые акты субъектов РФ противоречат федеральному законодательству, что является недопустимым при построении правового государства и противоречит Конституции РФ.

Слабым звеном ФЗ “Об основах туристской деятельности в РФ” является и то, что предметом правового регулирования является преимущественно туроператорская и турагентская деятельность. Он не распространяется на производителей услуг в сфере туризма: гостиницы, санаторно-курортные организации, перевозчиков, экскурсионные бюро и т.д., а также не определяет специфику отношений между всеми участниками туристской деятельности. Недостатком данного закона является и противоречие его Гражданскому кодексу РФ и ФЗ “О защите прав потребителей”. В частности, отдельные нормы ФЗ “Об основах туристской деятельности в РФ” ухудшают положение туриста как потребителя по сравнению с нормами ФЗ “О защите прав потребителей”, а отношения в области оказания услуг по туристическому обслуживанию определяются в законе о туристской деятельности как разновидность розничной купли-продажи.

По оценкам специалистов ВТО потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристкой инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, что может явиться дополнительным источником поступлений в бюджет РФ. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в РФ иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными делами не соответствует ее туристскому потенциалу, составляя всего 6,8 млн. человек. И это несмотря на тот факт, что государство признает туристическую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ (ст. 3 ФЗ “Об основах туристской деятельности в РФ”).

В целом, анализируя законодательство РФ, регулирующее отношения в сфере туризма, необходимо отметить, что для нормального правового существования турбизнеса в РФ необходимо принятие соответствующего кодифицированного закона.

Все федеральные законы можно разделить на две большие группы.

Нормативно-правовые акты деятельности гостиничного бизнеса в России

Рассмотрим основные законодательные и нормативно-правовые акты регулирующие деятельность гостиниц и других средств размещения.

Оказание гостиничных услуг в России осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также в соответствии с Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 9 октября 2015 г.. № 1085 (далее- «Правила предоставления гостиничных услуг»). Деятельность гостиниц относится к предмету регулирования закона РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в том числе в части определения порядка классификации объектов туристской индустрии.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) – закон, повсеместно применяемый юридическими лицами и гражданами РФ. Гражданский кодекс РФ определяет основные права и обязанности предпринимателей, обеспечивает и защищает экономические и личные права граждан (часть первая, вторая и третья).

Налоговый кодекс Российской Федерации, определяет финансовые обязательства перед государственными органами, муниципальными учреждениями.

Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями на 29 июня 2015 года) трактует туристскую индустрию как «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников» [2].

Гостиничные предприятия действуют в соответствии с Уставом ФЗ РФ 2300-I «О защите прав потребителей» [4], ФЗ РФ 38 «О рекламе», ФЗ РФ 184 «О техническом регулировании» [5] и др., содействует реализации интересов и прав туристов и иных потребителей, осуществляет поддержку добросовестных производителей туриндустрии.

Законодательную основу гостиничного сервиса в России составляют: Гражданский кодекс РФ, Налоговый Кодекс, закон РФ «О защите прав потребителя», закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», Правила предоставления гостиничных услуг в РФ, Правила предоставления коммунальных услуг в РФ, национальные стандарты ГОСТ Р, строительные нормы и правила (СНиП), санитарные правила и нормы (СанПиН) и др.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ « О техническом регулировании» играет значительную роль в оценке качества услуг, регламентирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении, и исполнении на добровольной основе требований к оказанию услуг[5].

Закон Республики Крым от 14 августа 2014 года N 51-ЗРК «О туристской деятельности в Республике Крым»: стандартизация и классификация объектов туристской индустрии и туристских (экскурсионных) маршрутов, расположенных в Республике Крым, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации[1].

Классификация объектов туристской индустрии (средств размещения, объектов санаторно-курортного оздоровления и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного, яхтенного туризма и иного назначения, объектов инфраструктуры) и туристских (экскурсионных) маршрутов в Республике Крым осуществляется аккредитованными организациями в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 11.07.2014 № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями» (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.12.2014 № 35473).

В настоящее время завершено формирование системы классификации объектов туристской индустрии, в том числе гостиниц и иных средств размещения. Порядок классификации утвержден Приказом Минкультуры РФ от 11 июля 2014 года № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемая аккредитованными организациями» (зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2014 № 35473). Согласно федеральному закону об основах туристской деятельности в Российской Федерации, аккредитация таких организаций проводится органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Данный порядок утвержден Приказом Минкультуры от 29.04.2015 N 1340 «Об утверждении порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2015 N 39191).

Закон РФ «О защите прав потребителей». Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг); устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей; получении информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах); государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в России. Он регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан на отдых, свободу перемещения и другие права при совершении путешествий и определяет порядок рационального использования туристских ресурсов РФ.

В качестве основных целей государственного регулирования туристской деятельностью названы: обеспечение права граждан на отдых, развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, развитие международных контактов и др. В законе дается понятие индустрии туризма.

«Правила предоставления гостиничных услуг в РФ» – это основной нормативный документ, регламентирующий взаимоотношения исполнителя и потребителя гостиничных услуг. Состоит из четырех разделов.

«Правила предоставления гостиничных услуг» в РФ разработаны в соответствии с ГОСТ.

Предприятия питания независимо от форм собственности обязаны руководствоваться следующими ГОСТ и СанПиН (санитарные правила и нормы):

ГОСТ 50764–95 «Услуги общественного питания»;

ГОСТ 50762–95 «Общественное питание. Классификация предприятий»;

ГОСТ 28–1–95 «Общественное питание. Требования к производственному персоналу»;

СанПин 42–123–5777–91 «Санитарные правила. Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов»;

К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории России, относятся:

– Национальные стандарты РФ – ГОСТ Р, ГОСТ;

– Общероссийские классификаторы технико-экономической информации – ОКТЭИ;

– Стандарты отраслей – ОСТ;

– Стандарты предприятий – СТП;

– Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций.

Кроме этого к нормативной документации по стандартизации законодательно отнесены применяемые в установленном порядке международные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации.

При осуществлении внешнеэкономической деятельности в сфере гостиничного сервиса можно использовать международные нормативные документы, регламентирующие, прежде всего взаимоотношения между гостиницами и турфирмами. К таким документам относятся «Международные гостиничные правила» и «Кодекс отношений между гостиницами и турбюро». Эти документы носят рекомендательный характер и их следует принимать за основу при взаимоотношениях гостиниц и турбюро, расположенных в разных странах.

Предприятия, непосредственно занимающиеся предоставлением гостиничных услуг и услуг по временному размещению граждан осуществляют миграционный учет иностранных граждан, опираясь на Федеральный Закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. № 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 « О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [3]. 21.11 – 10.00 на пеленку карточку 9, 12-15 час 11, 17,нояб

Существования мини-гостиничного бизнеса нуждаются в правовом урегулировании, тем более учитывая задачи, поставленные перед туристической отраслью в Государственной программе развития культуры и туризма в Российской Федерации на 2013-2020 г.г., утвержденной Постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года № 317. В рамках данной госпрограммы утверждена федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации», одним из основных пунктов которой является создание условий для увеличения числа бюджетных средств размещения, в том числе малых средств размещения. Среди мер правовой поддержки реализации задач госпрограммы, перечисленных в Приложении № 4 к ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма» прямо названо внесение поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации, разрешающих использование жилых помещений для организации в них малых средств размещения. Создание правовых условий для развития бюджетного направления гостиничного бизнеса особенно важным предстает в свете резкого падения показателей выездного туризма (количество российских туристов, выехавших за границу в первом полугодии 2015 года, более чем на 30 % ниже аналогичного показателя за первое полугодие 2014 года). Российская туристская инфраструктура не успевает отвечать возросшему спросу на туристские услуги на внутреннем направлении.

С указанной целью Министерством культуры Российской Федерации разработан проект изменений статьи 288 ГК РФ, предусматривающих предоставление индивидуальным предпринимателям и организациям осуществлять деятельность по предоставлению услуг временного проживания в малых средствах размещения, расположенных в жилых помещениях. По состоянию на декабрь 2015 года данный проект проходит процедуру согласования в Правительстве РФ; проект прошел этап общественных слушаний, на следующих этапах осуществляется антикоррупционная экспертиза, оценка регулирующего воздействия и утверждение Правительством окончательной версии законопроекта; после чего последует внесение законопроекта Правительством на рассмотрение Государственной Думы. Информация о законопроекте доступна на федеральном портале проектов нормативных актов.

Однако судьба законопроекта неопределенна, в связи с внесением на рассмотрение Государственной Думы законопроекта с прямо противоположным содержанием. 7 сентября 2015 года группой депутатов Государственной Думы как субъектами законодательной инициативы был внесен законопроект, который устанавливает запрет на использование жилых помещений в целях оказания гостиничных услуг.

Предлагается дополнить часть 3 статьи 17 ЖК РФ, которая в действующей редакции запрещает использование жилых помещений для размещения производств, запретом на размещение в жилых помещениях гостиниц и иных средств размещения, оказание гостиничных услуг и иных услуг размещения. Текст законопроекта и сопроводительная документация доступны на сайте Госдумы РФ.

В настоящее время для повышения качества обслуживания, повышения конкурентоспособности предприятия, многие гостиницы и отели разрабатывают стандарты предприятия, сфера действия которых ограничена территорией гостиничного комплекса. Самыми распространенными стандартами гостиничных предприятий являются стандарты обслуживания, в которых четко прописана последовательность действий персонала по обслуживанию гостей.

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА развития ГОСТИНИЦЫ «ЯЛТА-ИНТУРИСТ»

2.1. Общая характеристика гостиницы «Ялта-Интурист»

2.2. Общая оценка развития деятельности гостинице «Ялта-Интурист»

2.3. Эффективность управления и рекомендации по повышению уровня развития гостиницы «Ялта-Интурист»

Однако судьба законопроекта неопределенна, в связи с внесением на рассмотрение Государственной Думы законопроекта с прямо противоположным содержанием.

Добавить комментарий